"Глобал-Инфо"/"Эко-Согласие""[1]

КАРТАХЕНА:

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Международное экологическое управление - одна из наиболее обсуждаемых тем в процессе подготовки к Всемирному саммиту по устойчивому развитию. В последнее время растет число конвенций, программ, стратегий и других документов, связанных с охраной окружающей среды. Так же стремительно увеличивается количество международных организаций, работающих в этой сфере.

При этом, как показывали многочисленные оценки прогресса в области устойчивого развития после 1992 г., глобальные экологические проблемы продолжают обостряться. В связи с этим возникает вопрос: как сделать управление охраной окружающей средой более эффективным?

Процесс поиска решений в сфере международного экологического управления /(International Environmental Governance process) был инициирован решением Советом управляющих ЮНЕП в феврале 2001 года с тем, чтобы оценить недостатки институционального характера в международном экологическом управлении и перспективы его улучшения, в том числе, путем лучшего финансирования ЮНЕП.

12-15 февраля 2002 года в г. Картахена (Колумбия) состоялись последнее заседание Открытой межправительственной группы министров и их представителей по международному экологическому управлению (IGM/IEG), Седьмая специальная сессия Совета управляющих ЮНЕП (GCSS.VII) и третий Глобальный форум по окружающей среде на уровне министров  (GMEF).

12-13 февраля в Картахене также прошел Форум гражданского общества, на котором были высказаны рекомендации к заседанию Совета управляющих ЮНЕП.

Рекомендации коснулись укрепления ЮНЕП и международного экологического управления, более эффективного использования Глобального форума министров окружающей среды и преобразования ЮНЕП в организацию с участием основных групп (в том числе, изменения правил процедуры).

Предполагалось, что на заседании Открытой межправительственной группы министров и их представителей по международному экологическому управлению 12 февраля 2002 года будет принято окончательное решение по ряду вопросов международного экологического управления. Однако, в ходе встречи группы не удалось достичь согласия по таким вопросам, как стратегии устойчивого финансирования ЮНЕП и всеобщее (универсальное) членство в Глобальном форуме по окружающей среде на уровне министров. На последовавшем заседании Седьмой специальной сессии Совета управляющих ЮНЕП / третьего Глобального форума по окружающей среде на уровне министров делегаты приняли доклад Открытой межправительственной группы министров и их представителей по международному экологическому управлению. Было решено направить этот доклад на третью сессию подготовительного комитета к ВСУР, которая пройдет в Нью-Йорке 25 марта - 5 апреля 2002 года.

Предложение Европейского Союза о том, что в документах встречи следует подчеркнуть особую необходимость активного применения Принципа 10 Декларации Рио-де-Жанейро (участие основных групп) и дальнейшей пропаганды Орхусской конвенции на глобальном уровне было отклонено группой 77-ми (G-77) со ссылкой на недостаток времени для обсуждения этого решения. Делегаты согласились о том, что к этому вопросу следует вернуться в следующем году на сессии Совета управляющих ЮНЕП.

Позиции стран-участниц по вопросам стратегии дальнейшего вовлечения гражданского общества в работу ЮНЕП также разделились. На сохранении межправительственного характера заседаний настаивали Египет, Ирак, Китай, Россия и некоторые другие страны. Наиболее активным сторонником демократизации и активного вовлечения НПО и других групп в работу ЮНЕП выступила Норвегия и другие Европейские страны. Для поиска компромиссного решения была создана рабочая группа под председательством Швеции. (Заседания группы были закрыты для представителей гражданского общества, оставленных за дверью в ожидании принятия решения). В конечном итоге было решено приветствовать проект стратегии работы с гражданским обществом, представленный исполнительным директором ЮНЕП Глобальному форуму по окружающей среде на уровне министров, приветствовать предложение о создании гражданского форума, а также предложенный НПО компонент межсекторальных диалогов в первые дни заседаний с участием правительств и основных групп.

Тем не менее, предложение об изменении правил участия и расширения доступа гражданского общества не прошло. Для подготовки решения по этому вопросу будет создана специальная межправительственная рабочая группа, которая подготовит новый проект решения к сессии Совета управляющих ЮНЕП в феврале 2003 года.

Кроме того, Совет управляющих ЮНЕП принял решения о стратегическом подходе к управлению химикатами на мировом уровне; о выполнении многосторонних соглашений в области окружающей среды; о выполнении Глобальной программы действий по защите морской среды от исходящих с суши видов деятельности; об экологической ситуации на оккупированных Палестинских территориях.

Источник: бюллетени ENB, Vol.16 по адресу:

http://www.iisd.ca/linkages/unepgc/gmef3 и сводка ENB по адресу

http://www.iisd.ca/wssd/portal.html.

С докладом о международном экологическом управлении / руководства на русском языке (версия, представленная к заседанию Совета управляющих ЮНЕП) можно ознакомиться по адресу

http://www.unep.org/governingbodies/gc/specialsessions/gcss_vii/, нажав на соответствующую колонку документа номер UNEP/GCSS.VII/2.

С документами заседания Открытой межправительственной группы министров и их представителей по международному экологическому управлению на английском языке вскоре можно будет ознакомиться по адресу: http://www.unep.org/ieg

В процессе подготовке к ВСУР бурные дискуссии идут не только по международному управлению в области охраны окружающей среды,  но и по международном управлению в области устойчивого развития, которое также требует оптимизации. <Глобал-инфо> планирует информировать о ходе этих дискуссий.



[1] "Глобал-Инфо"/"Эко-Согласие"

Информационная служба для НСУР ННГ

Эл.почта: accord@ntserver.cis.lead.org

Дальнейшее распространение и использование

материалов приветствуется со ссылкой на источник