Письмо Э.В. Ильенкова А.В.Суворову от 12 августа 1974г.
Дорогой Саша!
Получил твое письмо, и оно заставило меня очень и очень задуматься. Имею в виду письмо про одиночество и "выводы". Дорогой ты мой человек, на проблемы, которые ты наставил, я думаю, что сам Гегель не сумел бы дать окончательного и конкретного ответа. По существу, ведь речь идет о том, зачем человечество вообще вышло из животного состояния и обрело себе такую хлопотную способность, как сознание. Зачем? Я искренне думаю, что на этот вопрос ("зачем"?) ответа нет. У материалиста, разумеется, марксизм вообще, как верно говорил Ленин, прочно стоит на почве вопроса "почему?", и на этот вопрос можно питать надежду найти ответ.
Зачем существует солнце? Зачем существует Жизнь? Любой ответ на эти вопросы будет относиться к области фантазии, плохой или хорошей поэзии. Таких ответов навыдумано миллион, иногда остроумных, иногда поповски-тупых. И пессимистических, и казенно-оптимистических. Единственно, на чем может тут сойтись материалист с идеалистом, или фантазером, так это то, что сознание - как факт - величайшее из чудес мироздания (только, пожалуй, кибернетики считают, что им раз плюнуть, чтобы его объяснить).
Ты верно и остро понял, что проблемы, в которые ты уперся, абсолютно ничего специфического для слепоглухого не составляют. Не буду лицемерить и говорить, что зрение и слух - вообще маловажные вещи, что в силу известной диалектической истины - "нет худа без добра" - ты в свои двадцать один год уже дорос до такого сознания, которым дай бы бог обладать миллиардам зрячеслышащих.
Зная тебя, знаю, что сладеньких утешений ты не примешь, что ты к ним глух. Я понимаю, что слепоглухота не создает ни одной, пусть самой микроскопической, проблемы, которая не была бы всеобщей проблемой. Слепоглухота лишь обостряет их - больше она не делает ничего. И поэтому ты в свои двадцать лет осознал и выразил их острее, чем большинство зрячеслышащих с высшим образованием, - так остро, как очень немногим удавалось их осознать. Поверь мне, это вовсе не льстивый комплимент, продиктованный желанием как-то скрасить твои мучительные размышления и настроения.
Сознание - не только чудо из чудес, - это и крест, - гораздо больше мыслителей (и не только мыслителей). Всерьез полагаю, что без этого "проклятого" дара божьего человек был бы счастливее и что вся боль мира существует, собственно, только в сознании. Недаром ведь, когда вырезают хотя бы аппендикс, стараются на это время сознание погасить.
В той же книге, где сказано, что человек не единым хлебом жив, сказано также: "Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь..." (это из Библии, из главы "Экклезиаст", т.е. по-русски "проповедник"). С этими же идеями связана и старинная сентенция, что на самоубийство способен только человек (о скорпионах это давно разоблаченная сказка). Не удивляйся, что я тебе цитирую Библию, - это ведь вовсе не поповская книга, каковою ее сделали попы.
Это величайшее поэтическое произведение, равное "Илиаде", и "Эдде", - и "Экклезиаст" (как звали его на самом деле, никто уже, наверное, не узнает) - был очень большим поэтом. Это ему принадлежит определение мира и жизни как "суета сует и всяческой суеты". Пожалуй, это самый большой пессимист из всех поэтов. Но и очень неглупый. Знаешь ли ты, что его слова: "Кто копает яму, тот упадет в нее". И: "Кто разрушает ограду, того ужалит змея"?.. И еще сотни афоризмов, вошедших во все языки и культуры мира? Вот еще образчик (думаю, что и не подозревал, что это - все тот же "Экклезиаст"): "Лучше слушать обличения мудрого, чем слушать песни глупых". И: "Не будь поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых", "ибо как сноведения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов". Прости, я рискую перепечатать всю поэму.
Саша, я это все к тому, что сознание - это не только чудо и крест, а и тончайший предмет в мироздании - тончайший, и поэтому его могут сгубить вещи, которых другой предмет и не почувствует. И не от "силы воли", как говорили некоторые негодяи, "мыслители", а только от того, что не хватило ума и мужества, некоторые человеки "укокошивали себя". Сознание, или "дух", как его называли и называют, есть - Гегель - "способность выносить напряжение противоречия". Собственно, это просто другая дефиниция сознания.
Тяжкая оно, сознание, вещь, когда мир не устроен по-человечески, а ты знаешь, как он может быть устроен. А тебя не слушают, над тобой даже смеются, обзывают "утопистом". Нельзя ни в коем случае поддаваться минутам отчаяния. Я прожил пятьдесят лет и знаю, - они все же проходят, и даже думать о "выходе" из игры не нужно. Пока есть капли силы - надо бороться. За то, что ты считаешь мудрым и человечным.
Опять тот же Экклезиаст: "Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать". Твердо верю, что настанет и твое время плясать, даже если и настало твое время плакать. Пройдет. "У мудрого глаза его - в голове его, а глупый ходит во тьме". И это Экклезиаст, который не был знаком с проблемой слепоглухоты, а как поэт понял, согласись, суть дела умнее, чем матушка-Зима... Если бы ты был действительно один - одинок, - я не имел бы права советовать тебе мужество сознания. Ты не один, славный и мудрый мой друг. Приедешь - будем говорить с тобой долго и всерьез.
Твой Э.В.
Письмо получено от А.А.Овсейцева, переписывающегося с А.В.Суворовым, адресатом этого письма. Ред.