II. ИСТОРИЯ ИНФОРМАТИКИ

Введение. 2

1. Методологические и дидактические принципы изучения  истории информатики. 2

1.1. Цели и задачи изучения истории информатики. 2

1.2. Предмет и методы истории информатики. 2

1.3. Источниковая база истории информатики. 2

1.4. Принципы оценки и самооценки уровня понимания истории информатики. 2

2. Информатика в системе наук. Историческое осмысление. 2

2.1. Понятие «информатика». 2

2.2. «Информация» как базовое понятие информатики. 3

2.3. Место информатики как науки в ряду других наук. 3

2.4. Формирование современного понятийного аппарата информатики. 3

3. Информационное общество — история концепции и становления. 3

3.1. Изменение понимания роли информации в обществе. 3

3.2. Основные этапы информатизации общества. 3

3.3. Историческая оценка становления мирового информационного рынка. 4

3.4. Основные закономерности становления современного информационного пространства и его институтов. 4

4. Информационная безопасность —  история проблемы и ее решение. 4

4.1. Антиобщественные аспекты и формы использования информации. 4

4.2. Психологические проблемы взаимодействия человека и  современной информационной среды   4

4.3. Правовые проблемы информатизации. 4

5. Информатика и образование — историзм и современность. 4

5.1. Информатика как предмет обучения. 4

5.2. Информатика как метод обучения. 5

6. История доэлектронной информатики. 5

7. Зарождение электронной информатики. 5

8. Развитие ЭВМ, проблемного и системного программирования. 6

9. Формирование и развитие индустрии средств переработки информации. 6

10. Развитие технологических основ информатики. 6

11. Формирование и эволюция информационно-вычислительных сетей. 6

12. Искусственный интеллект: научный поиск и проектно-технологические решения. 7

Рекомендуемая основная литература. 7

Дополнительная литература. 8

Примерные темы рефератов. 8

 

Введение

Основу настоящей программы составляют исторические взаимодействия (в контексте истории информатики), концептуальные положения и фактический материал по истории следующих вузовских дисциплин: математики, информатики, основ семиотики, теории систем и системного анализа, информационных систем, вычислительных машин, систем и сетей телекоммуникаций, мировых информационных ресурсов, баз данных, интеллектуальных информационных систем.

Программа разработана Институтом истории естествознания и техники им. СИ. Вавилова РАН и Российским государственным гуманитарным университетом и одобрена экспертными советами по истории и по управлению, вычислительной технике и информатике Высшей аттестационной комиссии Минобразования России.

1. Методологические и дидактические принципы изучения
истории информатики

1.1. Цели и задачи изучения истории информатики

Место истории информатики в системе вузовского и послевузовского преподавания, в системе необходимых профессиональных знаний. Современное представление о разделении знания на учебное и научное. Историзм как необходимый компонент современной культуры мышления; история информатики как основа новой информационной культуры. Современное вероятностное понимание истории. Логика истории информатики, логика ее восприятия и принципы научной оценки истории.

1.2. Предмет и методы истории информатики

Межпредметный характер информатики и его проявления в истории информатики. Многозначность понимания социальной истории информатики. Неполнота когнитивной истории информатики. Основные методы исследования истории информатики. Новые информационно-коммуникационные технологии и перспективы истории информатики. Этические проблемы исследований по истории информатики.

1.3. Источниковая база истории информатики

Структура и характеристики традиционных источников. Возможности и пределы конструирования новых (модельных, в том числе виртуальных) видов источников. Основные правила и ограничения идентификации и интерпретации источников по истории информатики.

1.4. Принципы оценки и самооценки уровня понимания истории информатики

Структура и содержание тестово-контрольного блока по истории информатики. Темы возможных рефератов, докладов, самостоятельных работ. Музеи, историко-научные центры, интернет-ресурсы истории информатики.

2. Информатика в системе наук. Историческое осмысление

2.1. Понятие «информатика»

Дефиниции понятия «информатика» как в России, так и за рубежом в историческом аспекте. Предмет информатики. Роль зарубежных и отечественных ученых в становлении информатики как науки. Место и роль вычислительной техники, средств связи и другой оргтехники в развитии информатики как науки.

2.2. «Информация» как базовое понятие информатики

Историческое развитие определений понятия «информация». Современное представление об информации. Виды информации. Общие свойства информации. Методы оценки информации: качественные и количественные. Жизненный цикл информации. Кодирование информации.

2.3. Место информатики как науки в ряду других наук

История становления теоретических основ информатики.

Семиотические основания информатики: знак, знаковая система, естественные и искусственные знаковые системы; естественный язык и искусственный язык как знаковые системы, синтактика, семантика и прагматика знаковых систем; проблема значения и означаемого; проблема коммуникации знаковых систем.

Математические основания информатики: вычислительная математика, дискретная математика, математическая логика, теория вероятностей; проблема представления в ЭВМ числовой и символьной информации и процессов ее преобразования.

Лингвистические основания информатики: современная лингвистическая парадигма, структуризация естественно-языковых конструкций, модели текстов на естественном языке; проблема представления текстов на естественном языке в ЭВМ.

Когнитивно-психологические основания информатики: системность мышления, современные модели организации памяти, модели восприятия информации, модели понимания.

Теория систем: понятие «система», структуры систем, свойства систем, системная совместимость, системный подход, системный анализ.

Искусственный интеллект: искусственные языки, развитие языков программирования; проблема понимания человека и компьютера, проблема решения интеллектуальных задач, проблема понимания и генерация текстов на естественном языке.

2.4. Формирование современного понятийного аппарата информатики

Информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, базы данных, хранилища данных, базы знаний. Современные информационные технологии: операционные системы, системы редактирования текстов и таблиц, системы управления базами данных, локальные и глобальные информационно-вычислительные сети, экспертные системы, case-технологии. Основные научно-технические и гуманитарные проблемы информатики. Перспективы развития информатики.

3. Информационное общество — история концепции и становления

3.1. Изменение понимания роли информации в обществе

Явление «информационного взрыва». Индустриальное и постиндустриальное общество. Понятие «информационное общество». Признаки информационного общества. Основные характеристики информационного общества. Причины и условия возникновения информационного общества. Информационная потребность. Человек в информационном пространстве.

3.2. Основные этапы информатизации общества

Влияние информатики на развитие наук и материального производства. Понятие «информатизация общества». Этапы информатизации. Общественный прогресс и новые реалии информационного общества. Понятие «национальный информационный потенциал».

3.3. Историческая оценка становления мирового информационного рынка

Понятие «информационный рынок». Основные участники информационного рынка. Понятие «информационный продукт» и «информационная услуга». Классификация информационных продуктов и услуг. Жизненный цикл информационного продукта. Отечественные и зарубежные рынки информационных продуктов. Основные тенденции мирового информационного рынка информационных технологий: стандартизация, ликвидация промежуточных звеньев, глобализация, конвергенция.

3.4. Основные закономерности становления современного информационного пространства и его институтов

Понятие «информационное пространство». Основные объекты и субъекты информационного пространства. Интернет как составная часть мирового информационного пространства. Национальные концепции вхождения в мировое информационное общество.

4. Информационная безопасность —
история проблемы и ее решение

4.1. Антиобщественные аспекты и формы использования информации

Информационные агрессии, информационные войны, информационный голод, дезинформация, утечка и уничтожение информации. Социальные последствия антиобщественных форм использования информации. Формирование информационной этики.

4.2. Психологические проблемы взаимодействия человека и
современной информационной среды

Человек в информационном пространстве. Здоровье нации в информационном пространстве. Методы психологической защиты человека в информационной среде.

4.3. Правовые проблемы информатизации

Информационное право. Проблемы правового регулирования интеллектуальной собственности. Законодательные и нормативные акты (государственные и международные), направленные против хищения информационных ресурсов и продуктов. Законодательные акты по легализации и защите электронных документов. Государственная политика в области защиты информационных ресурсов общества. Международный обмен информацией. Международное сотрудничество в области защиты интеллектуальной собственности.

5. Информатика и образование — историзм и современность

5.1. Информатика как предмет обучения

Уровни и модели образования в области информатики в России и за рубежом. Основные квалификации специалистов в области информатики. Объекты профессиональной деятельности специалистов в области информатики различных квалификаций и уровней подготовки: вычислительные машины, сети и системы коммуникаций; информационные и функциональные процессы, определяемые спецификой предметной области; новые направления деятельности и области применения средств информатизации. Государственные образовательные стандарты по подготовке специалистов в области информатики, их роль и значение для подготовки специалистов в области информатики. Перечень и характеристика вузовских специальностей и специальностей послевузовского обучения. Виды и задачи профессиональной подготовки. Квалификационные требования к подготовке информатиков. Общие требования к образовательным программам по специальностям в области информатики.

5.2. Информатика как метод обучения

Информационные технологии в обучении: дистанционное образование, автоматизированные обучающие системы, образовательные мультимедийные технологии. Цели и задачи дистанционного образования; классификация форм дистанционного обучения; методы организации; информационное и документационное обеспечение; сетевые технологии в дистанционном обучении; использование интернет-технологий в образовании; методы текущего и итогового контроля с использованием компьютерных технологий; оценка качества дистанционных систем обучения. Назначение автоматизированных обучающих систем, история возникновения, типы используемых автоматизированных обучающих систем, их классификация и перспективы использования.

6. История доэлектронной информатики

Механические и электромеханические устройства и машины. Аналитическая машина Ч. Бэббиджа (1837) и первая машинная программа А. Лавлейс (1843).

Аналоговая вычислительная техника. Дифференциальные анализаторы А.Н. Крылова (1911) и В. Буша (1931). Гидроинтегратор B.C. Лукьянова (1936).

Алгебра логики (Дж. Буль, 1847). Логические машины У. Джевонса (1869), П.Д. Хрущева (ок. 1900) и А.Н. Щукарева (1911).

Доказательство возможностей и первые результаты в области анализа и синтеза релейных схем на основе алгебры логики в независимых исследованиях (ок. 1938) В.И. Шестакова, К. Шеннона, А. Накасимы и М. Хондзавы, О. Плехля и И. Пиш, В.А. Розенберга. Последующие исследования и результаты, полученные М.А. Гавриловым.

Формализация понятия «алгоритм». Абстрактная машина Тьюринга (1936).

Программно-управляемые ЦВМ на электромеханических реле: Ц-3 (1941) К. Цузе, МАРК-1 (1944) Г. Айкена, машины серии «Белл» Дж. Стибица. Первый эксперимент по автоматическому выполнению вычислений на больших расстояниях (между штатами Нью-Йорк и Нью-Хэмпшир, 1940).

7. Зарождение электронной информатики

Технические и социальные предпосылки. Изобретение лампового триггера (М.А. Бонч-Бруевич, 1918). Электронные счетчики импульсов. Рост объемов необходимых вычислений в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах.

Первые проекты ЭВМ. Работающая модель машины АтанасоваБерри (1939) и постройка опытного образца (1939—1942). Памятная записка Г. Шрейера (1939) и постройка арифметического устройства (1942) Г. Шрейером и К. Цузе. Машины «Колосс» (1943) и «Колосс Марк-2» (1944). Памятная записка Дж. Маучли (1942) и постройка ЭНИАК (1943-1945).

Концепция машины с хранимой программой Дж. фон Неймана (1946).

Первые несерийные ЭВМ с хранимой программой. Британские машины «Марк-1» (1948) и ЭДСАК (1949); проект АКЕ (А. Тьюринг). США: работы над проектами ЭДВАК и ИАС с участием Дж. фон Неймана и их влияние на развитие ЭВМ; машины СЕАК, БИНАК, ЭРА-1101, «Вихрь» (1950). СССР: независимое развитие и сходные результаты. Роль С.А. Лебедева. Машины МЭСМ (1951) и БЭСМ (1952). И.С. Брук. Машины М-1 (1951) и М-2 (1952).

Зарождение программирования. Программирование на языке машины и в символьных обозначениях. Метод библиотечных подпрограмм (М. Уилкс, 1951). Планкалькюль К. Цузе (1945). Операторный метод программирования (А.А. Ляпунов, 1952—1953). Концепция крупноблочного программирования (Л.В. Канторович, 1953—1954).

8. Развитие ЭВМ, проблемного и системного программирования

Поколения ЭВМ. Обоснование критерия периодизации. Поколения: первое (1950-е гг.), второе (первая половина 1960-х гг.), третье (вторая половина 1960-х — первая половина 1970-х гг.), четвертое (вторая половина 1970-х — 1980-е гг.), пятое (1990—2000-е гг.). Характеристика поколений по схеме: технические параметры, классы машин и сфера их применения, языки программирования и математическое обеспечение ЭВМ, архитектурные особенности, элементная база, парк ЭВМ. Особенности смены поколений и развития электронной вычислительной техники в России.

Проекты ЭВМ исторического значения — международного и национального. Гамма-60 (Франция, 1959), Стретч (США, 1961), Атлас (Великобритания, 1962), СДС-6600 (США, 1964), БЭСМ-6 (СССР, 1967), ИБМ-360 (США, 1965-1969), Иллиак-4 (США, 1972), Крей (США, 1976), Японский проект ЭВМ пятого поколения (1980).

Тенденции и закономерности развития. Эволюция технических и технико-экономических характеристик ЭВМ. Тенденции в области проблемного и системного программирования, архитектуры и структуры ЭВМ. Некоторые общие закономерности развития средств переработки информации.

9. Формирование и развитие индустрии средств переработки информации

Машины и программы — составные части конечного продукта информационной индустрии. Эволюция пропорций.

Мировая информационная индустрия. Изменения на протяжении 1950—1990-х гг.

10. Развитие технологических основ информатики

Миниатюризация элементов на протяжении всей истории вычислительной техники — от первых счетных приборов до современных ЭВМ.

Полупроводниковые интегральные схемы — технологическая основа развития информатики с 1965 г. до наших дней. Закон Мура. Ограниченность спектра возможностей любых средств повышения эффективности (программных, структурных, сетевых, с помощью интеллектуальных моделей и т.п.) по сравнению с возможностями, обусловленными интеграцией полупроводниковых схем.

Первое десятилетие XXI в. Возможности технологии интегральных схем и проекты в области информатики, находящиеся в стадии реализации.

11. Формирование и эволюция информационно-вычислительных сетей

Смена наиболее динамично развивающихся направлений в области сетей.

Многомашинные территориальные комплексы для решения специальных крупномасштабных задач (противовоздушная оборона, космические полеты и т.п.) и рационального использования вычислительных ресурсов. Система ПВО Североамериканского континента «Сейдж».

Идея разделения времени (К. Стрейчи, 1959). Концепция всеобщего информационно-вычислительного обслуживания (Дж. Маккарти, 1961). Проект МАК (1963). Работа в диалоговом режиме и графоаналитическое взаимодействие человека с машиной.

Первые универсальные информационно-вычислительные сети: Марк-2 (1968), Инфонет (1970), Тимнет (1970). Сеть Арпанет (1971).

Развитие специализированных сетей. Информационно-вычислительные сети в СССР. Проект Государственной сети вычислительных центров (В.М. Глушков, 1963). Формирование ГСВЦ. Локальные вычислительные сети.

Интернет, «всемирная паутина», и процессы глобализации.

12. Искусственный интеллект: научный поиск и проектно-технологические решения

Первые исследования и первые машинные программы решения интеллектуальных задач. Машинный перевод. Джорджгаунский эксперимент (1954). Исследования в СССР (А.А. Ляпунов, Ю.Д. Апресян, О.С. Кулагина и др.). Доказательство теорем. Метод резолюций (Дж. Робинсон, 1965) и обратный метод Ю.С. Маслова (1967). Эвристическое программирование. Распознавание образов. Персептрон (Ф. Розанблатт, 1957). Игровые программы: идеи К. Шеннона (1947), метод граней и оценок (А. Брудно), программа М.М. Ботвинника «Пионер». Сочинение музыки и текстов. «Иллиак-сюита» (Л. Хиллер и Л. Айзексон, 1955). Исследования Р.Х. Зарипова.

Формирование общих подходов к решению интеллектуальных задач. Лабиринтная модель и Универсальный решатель задач А. Ньюэлла и Г. Саймона (1959). Реляционная модель и ситуационное управление (Д.А. Поспелов и В.Н. Пушкин). Информационный (феноменологическое моделирование) и бионический (структурное моделирование) подходы к решению интеллектуальных задач.

Развитие теории и практики искусственного интеллекта. Теория представления знаний: фреймы (М. Минский), сценарии (Р. Шенк), продукционные системы, семантические сети. Теория вопросно-ответных и диалоговых систем. Развитие практического применения: интеллектуальные пакеты прикладных программ, расчетно-логические, обучающие системы (тьюторы), экспертные системы.

Рекомендуемая основная литература

Апокин И.А. Кибернетика и научно-технический прогресс (история и перспективы). М., 1982.

Апокин И.А., Майстров Л.Е. История вычислительной техники. От простейших счетных приспособлений до сложных релейных систем. М., 1990.

Апокин И.А., Майстров Л.Е. Развитие вычислительных машин. М., 1974.

Арский Ю.М., Гиляревский Р.С., Туров И.С, Черный А.И. Ноосфера: Информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе. М., 1996.

Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.

Дорфман В.Ф., Иванов Л.В. ЭВМ и ее элементы. Развитие и оптимизация. М., 1988.

Кастельс Э. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2001.

Корогодин В.И., Корогодина В.Л. Информация как основа жизни. Дубна, 2000.

Очерки истории информатики в России / Ред.-сост. Д.А. Поспелов, Я.И. Фет. Новосибирск, 1998.

Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М., 1998.

Ришар Ж.Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М., 1998.

Розин В.М. Философия техники М., 2001.

Дополнительная литература

Апокин И.А. Развитие вычислительной техники и систем на ее основе // Новости искусственного интеллекта. 1994. № 1.

Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность / Под ред. М.А. Вуса. СПб., 1999.

Малиновский Б.И. История вычислительной техники в лицах. Киев, 1994.

Степин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996.

Частиков А. Архитекторы компьютерного мира. СПб., 2002.

Примерные темы рефератов

1. История информатики как основа современной информационной культуры. Понятие информационной культуры, основные компоненты современной культуры, историзм как необходимый компонент современной культуры мышления, роль информатики в формировании информационной культуры, исторические закономерности развития информатики.

2. Информационное общество и ноосфера. Определение и характеристики понятий «информационное общество» и «ноосфера», история их возникновения; исторические предпосылки формирования информационного общества; соотношение информационного общества и ноосферы.

3. Информатизация всех сфер человеческой деятельности как исторический процесс формирования информационного общества. Понятие «информационная потребность», объективность процесса ее развития; информатизация как процесс, направленный на удовлетворение информационных потребностей; основные проблемы и направления информатизации общества; роль информатики в реализации процесса информатизации общества; информационное общество как цель информатизации.

4. Информатика в системе наук. История становления понятия «информатика»; информатика, математика и семиотика; информатика и лингвистика; информатика и философия; информатика и техника; информатика и кибернетика.

5. Новые информационные технологии как основное средство информатизации общества. Понятие «информационные технологии»; история развития информационных технологий; современные виды информационных технологий; перспективы использования информационных технологий в процессе информатизации общества.

6. Историческая оценка становления мирового информационного рынка. Понятие «информационный рынок»; исторические предпосылки возникновения и развития мирового информационного рынка; становление российского информационного рынка; основные тенденции развития мирового информационного рынка.

7. История создания глобальной сети Интернет и проблемы ее развития. Исторические и технологические предпосылки создания сети Интернет; основные этапы становления и развития Интернета; человек в пространстве Интернета; роль Интернета в общественном развитии.

8. Основные проблемы становления информационного общества. Проблема формирования информации пространства; проблема информационной безопасности; психологические проблемы человека в информационном пространстве; проблема информационного права.

9. Информатизация социальной сферы. Законодательство в области информатизации; пути преодоления информационного неравенства; роль образования в процессе информатизации; новые организационные формы образования; новые подходы к образованию; новые образовательные технологии.

10. Особенности развития информатики в СССР.

11. Формирование и развитие информационной индустрии.

12. Аналитическая машина Ч. Бэббиджа. История создания и принципы устройства.

13. А. Лавлейс — первая программистка.

14. Параллельное развитие аналоговой и цифровой вычислительной техники.

15. История логических машин.

16. Развитие применения алгебры логики в технических проектах.

17. Электромеханический этап эволюции вычислительной техники.

18. Технологические и социальные предпосылки создания ЭВМ.

19. Первые исследования в области ЭВМ.

20. Роль Дж. фон Неймана в создании электронной вычислительной техники.

21. С.А. Лебедев — крупнейший конструктор отечественных ЭВМ.

22. С. Крей — выдающийся конструктор суперкомпьютеров.

23. Сравнительный анализ поколений ЭВМ.

24. ИБМ-360 и проект Б.И. Рамеева серии «Урал».

25. Оценка проекта ЕС ЭВМ и его роли в отечественной информатике.

26. Развитие персональных ЭВМ и ноутбуков.

27. Развитие микрокалькуляторов.

28. Проект Государственной сети вычислительных центров СССР.

29. Создание сети Арпанет и ее преобразование в Интернет.

30. Развитие технологии полупроводниковых интегральных схем.

31. Создание первых языков высокого уровня — Фортрана, Алгола и Кобола.

32. Формирование и развитие программного обеспечения ЭВМ.

33. Основные направления исследований по созданию искусственного интеллекта. Сравнительный анализ результатов.

34. История шахматных программ и их «соревнований» с шахматистами.